Звезды эстрады на гастролях в Кирове. Воспоминания Евгения Деришева

В 2014 г. в Кирове очень скромным тиражом (100 экземпляров) вышла книга «Этюды о знаменитостях». В монографии бывший заместитель главы Департамента культуры и искусства Администрации Кировской области Евгений Деришев (1946 – 2009 гг.) рассказывает о том, как в областном центре проходили в 80-90-е годы прошлого века гастроли именитых звезд театра и эстрады. Деришев принимал активное участие в организации концертов и тесно общался со многими артистами, поэтому количество баек, рассказанных им об известных людях колоссально. Многие истории действительно уникальны, например, из книги вы сможете узнать, как Филипп Киркоров получил в Кирове своей первый крупный гонорар за пение под фанеру? Что увозили с собой артисты из Кирова в Москву? Как проходили гастроли Михаила Жванецкого на окраине Кирова? Почему в Кирове арестовали Валентина Гафта? Представляем вашему вниманию выдержки из уникальной книги Деришева о самых удивительных историях знаменитостей российского шоу-бизнеса в Кирове.

фото 1.jpg

Киркоров: «Я таких денег еще ни разу не получал»

В апреле 1989 года в Киров приехал замечательный питерский дирижер Анатолий Семенович Бадхен со своим эстрадно-симфоническим оркестром. Уже тогда среди солистов заметно выделялся молодой и статный Филипп Киркоров. Так случилось, что в эти же дни в ДК Железнодорожников проходило совещание строителей-дорожников по случаю вручения области Знамени «За успехи в строительстве дорог». По традиции любой подобный форум должен был завершаться праздничным концертом. Мне поручили подобрать исполнителей и обязательно привлечь какую-то «звезду». Филипп Киркоров к тому времени уже был, что называется, на слуху, а посему договорился с ним напрямую, пообещав заплатить хороший гонорар. И вот, после того, как Вятский народный оркестр, которым мне довелось в тот день дирижировать, закончил свое выступление, занавес закрылся. Чтобы убрать со сцены пульты и стулья, требовалось не менее 5 – 6 минут. Именно эту паузу и заполнил Филипп, спев под фонограмму пару песен. Надо заметить, что в то время пение под «фанеру» было редким явлением, артиста могли просто освистать, но Киркорова приняли прекрасно, представив его как иностранного (болгарского) певца. После выступления Филиппу вручили триста рублей, гонорар по тем временам неслыханный. «Я таких денег еше ни разу не получал», — искренне признался мне после этого молодой певец.

Алчный Задорнов в шубе

Первый вояж в Вятку известного писателя-сатирика Михаила Задорнова никого не оставил равнодушным. Встречи с публикой проходили в переполненных залах и заканчивались неизменными овациями. Я предложил Михаилу Николаевичу съездить на фабрику «Белка» и подобрать пару меховых пальто. Но при одном условии — выступить бесплатно в одном из цехов предприятия. «Если вы дадите согласие, то скидка по НДС вам будет обеспечена» — заверил я гостя. Задорнов, хотя и принял мое предложение, но все-таки несколько раз по дороге в Слободской с явным недоумением переспрашивал: «Так это точно будет сделано?». Даже когда уже начался мини-концерт в цехе, он, выбегал к нам в коридор (где мы ждали окончания встречи), задавая всякий раз один и тот же вопрос: «Вы правда не шутите? Они действительно сдержат свое слово насчет НДС?» Несколько задетый его подозрениями, я с нескрываемой обидой выпалил: «Если Вас обманут — уйду в управдомы». В итоге все закончилось благополучно. Задорнов повеселел…

фото 2.jpg
Е. Деришев на концерте Людмилы Гурченко. Киров. 1980 г.

Пугачева против Зыкиной

Моя первая попытка пригласить Аллу Борисовну в Киров еще в 1977 году не увенчалась успехом, так как областное начальство не согласилось с ее условиями. И лишь в марте 1992 года примадонна наконец-то соблаговолила пожаловать в наш город. Пугачева вспомнила, что свои первые концертные туфли она купила в начале 70- годов именно в Кирове. Выйдя на публику и заметив знакомую расщелину в полу филармонической сцены (здесь когда-то застрял ее каблучок), Алла воскликнула: «Надо же, сколько лет прошло, а дырка в полу жива!». Все сразу заулыбались и концерт прошел в одно мгновение, с «бисами» от начала до конца. После концерта мы при поддержке спонсоров организовали скромный фуршет, где тогдаший директор филармонии (а он был уже навеселе) неуклюже пошутил: «Вот тут до вас была Людмила Зыкина. Это — действительно народная артистка», на что Алла незамедлительно ответила, спев голосом Зыкиной: «Издалека долго, течет река Волга». Дабы загладить неудачный «экспромт», я предложил гостям прокатиться по ночному городу. Доставив примадонну прямо к вагону, я спросил: «Есть ли еще какое желание?» И в ответ услышал: «Хочу пивка». Зайдя в привокзальный ресторан, где администратором работала моя одноклассница, я огорчился: «зараза-буфетчица», оказывается, унесла домой последнюю коробку пива. Пришлось предложить Пугачевой коньяк. С собой в столицу гости прихватили целую наволочку целебных трав от Галины Ануфриевой, за которую, кстати, продюсер Пугачевой не расплатился.

Жванецкий и «новые вятские»

В январе 1995 года, возвращаясь из Москвы, я нос к носу столкнулся в вагоне «Вятки» со своей бывшей сотрудницей Светланой Ушаковой. Поговорив с коллегой о том, о сем, я полюбопытствовал: «Чем на этот раз порадуешь земляков?» «Вот, везу вам Жванецкого», — ответила моя собеседница. Выйдя на перрон в Кирове, Михалыч мгновенно очутился в кампании одного из вятских меценатов. Знаю не понаслышке, что за выступление в филармонии автор многих смешных монологов получил не так густо. А вот когда вечером «звезду» сатиры привезли на окраину города (там расположено кафе «Сюрприз»), то «урожай» с 35 присутствующих «душ» ему достался весьма богатый. «Что же больше всего запомнилось Вам в этот вечер», — спросил я побывавшего на концерте Жванецкого приятеля после отъезда гостя в Москву (а Михаил Михайлович был в Кирове только один день). «Первое — это старый задрипанный портфель, с которым сатирик не расставался даже в туалете. Вторая особенность — до начала, в середине и после концерта Михаил Михайлович принимал (но очень умеренно) «на грудь» только ром. Правда, его раздражал стук ложек, звон хрустальных бокалов». Но стоило Жванецкому получить круглую сумму в «зеленых», как он заметно повеселел и тут же присоединился к кампании изрядно «расслабившихся» к окончанию концерта «новых вятских».

фото 3.jpg
Е. Деришев встречает Михаила Боярского в аэропорту «Победилово». Киров. 1986 г.

Размежевались в поддержку Ельцина

В 1995 году Филипп Киркоров приехал в Вятку чтобы поддержать вместе со своими именитыми коллегами (Лев Лещенко, Игорь Николаев, Маша Распутина, Леонид Агутин, Ирина Аллегрова, Наташа Королева и другие) президентскую кампанию Бориса Николаевича Ельцина. Таких звездных концертов с тех пор у нас не было. Первое выступление мастеров эстрады прошло 22 мая: на стадионе «Динамо» областного центра начался грандиозный гала-концерт. Успев вернуться из района лишь к окончанию представления, я с удивлением узнал, что прилетевшая, как и все гости, на спецрейсе Маша Распутина на стадион не вышла. Позже выяснилось, что до начала концерта между Киркоровым и Распутиной произошел конфликт «из-за места под солнцем». Певица хотела завершить праздник триумфальным выездом на тройке лошадей. А, надо сказать, что во всех сборных концертах (их еще называют «солянкой») последнюю точку ставит главная звезда. Но Филипп, уже поднаторевший в тонкостях эстрадного закулисья, изрек примерно следующее: «На мои выступления в Москве и Питере продаются самые дорогие билеты и заполняются самые крутые залы. Поэтому финалить буду я». Так это и случилось. Вечером в «Бизнес-клубе» состоялся прощальный ужин. В ходе вечера стало очевидным, что при перелетах из региона в регион некоторые популярные артисты по разным причинам размежевались между собой. Так, сидящий напротив меня давний знакомый Игорь Николаев подчеркнуто публично ублажал Ирину Аллегрову. А его постоянная спутница Наташа Королева вместе с Татьяной Овсиенко обхаживали сидящего между ними Филиппа. Единственно, кто был невозмутим, так это Леня Агутин, который умеренно «приняв на грудь» ушел в бильярдный зал и гонял шары от души чуть ли не до отлета самолета.

Гафт арестован на Октябрьском проспекте

Как-то в начале 80-х (зимой) в Вятку пожаловала киносъемочная группа, чтобы отснять ряд эпизодов крутого боевика «Схватка в пурге». Должен заметить, что в те достопамятные времена подобного рода творческие процессы «на натуре» в обязательном порядке согласовывались с руководством регионов. Наученные горьким опытом наших предшественников мы отработали с руководителями съемочной группы все вопросы. Это было важно, так как съемки проходили в лесах Кировской области, порой в ночное время, мало ли что может случиться. А я, узнав о времени возвращения на базу (в гостинице «Вятка») мастеров «важнейшего из всех видов искусств», примчался на встречу с коллегами. Подъезжая к «главному отелю города», вижу: парный патруль из «органов» подошел к какому-то обросшему щетиной, одетому в драный полушубок и треух высокому мужчине и произнес буквально следующее «Гражданин! Ваши документы. — И тут же, не дожидаясь реакции, — пройдемте в оперпункт». Подойдя совсем близко к этому «трио», я с трудом узнал в неизвестном популярного актера Валентина Гафта. Показав сотрудникам милиции служебное удостоверение, пояснил: их «задержанный» — любимый в стране киноартист, снимающийся в роли бандита в художественной киноленте. Явно сконфуженные стражи правопорядка, извинились и, одновременно козырнув, быстро ретировались. Наш гость пришел в восторг от такого хеппи-энда. «Значит, меня можно признать за преступника?» — спросил он. «Да уж, — ответил я. — Такого ночью встретишь — сердце остановится». Мы разговорились. Гафт поведал о некоторых тайнах съемок новой картины и, дружески попрощавшись, направился к машине. 

фото 4.jpg
Е. Деришев и Станислав Говорухин. Киров. 1990-е гг.

Стас Пьеха в вятском цирке

На стыке 80-90-х минувшего века Эдита Станиславовна Пьеха, влюбившаяся в наш город еще в начале 60-х (первое турне), с удовольствием приехала на гастроли в филармонию в очередной раз. Три дня ее блистательных концертов пролетели быстрее 17 мгновений весны. Мы ежедневно общались после выступлений. И вдруг (на второй день) в полночь в нашей квартире зазвонил телефон. Беру трубку и слышу знакомый голос Пьехи. Извинившись за ночной звонок, она обратилась с просьбой помочь ее внуку Стасику попасть на представление в цирк. «Понимаете, — пояснила она, — Илоночка (дочка певицы) сейчас концертирует в других городах, и я была вынуждена нанять гувернантку и взять Стасюлика с собой». На другой день, созвонившись с дирекцией самого веселого зрелища, я сообщил уважаемой гостье, что вопрос решен. Будущего любимца нынешних тусовок привели в цирк в сопровождении няни и усадили с директорскую ложу. Внук-непоседа страстно реагировал на все, что творилось на манеже, громко делясь впечатлениями об этом со своей наставницей. Немало сотрудников цирка тогда под различным предлогом заглядывали в ложу, чтобы одним глазком глянуть на любимца знаменитой бабушки. Еще бы, не каждый день можно увидеть подобное. При этом гадали — похож не похож (хоть чем-то) на Эдиту?

фото 5.jpg
Евгений Деришев, певец, народный артист РФ Валерий Барынин и мастерица дымковской игрушки Лидия Фалалеева. Киров. 1998 г. (фото ГАСПИКО)

P. S. Об авторе «Этюдов о знаменитостях» Евгении Деришеве можно почитать подробную статью в «Вятском культурном журнале Бинокль» за авторством Михаила Коковихина.