Музеи старой Вятки

18 мая традиционно отмечается Международный день музеев. В современном Кирове соседствуют сразу две противоположных по своей сути тенденции: количество государственных музеев сокращается, зато частные выставочные площадки активно растут. В дореволюционной Вятке такого разнообразия не существовало, так как музейная сфера на рубеже XIX — XX веков лишь только начинала развиваться. В нашем исследовании мы вспоминаем эпоху становления музейного дела в Вятке начала прошлого века. 

В Вятке начала XX в. существовало сразу три разных по своему характеру частных музея. Старейший вятский музей – публичный (ныне — областной краеведческий), основанный еще в 1863 г. Петром Алабиным, переживал в начале XX века кризис. Его корни берут свое начало в 1870-е гг., когда музей был передан земскому училищу для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей. В 1880 г. это училище было преобразовано в реальное, а музей превратился фактически в кабинет наглядных пособий. Рамки «музея при училище» мешали развитию музея, которому недоставало рачительного и заботливого хозяина. Учреждением заведовали часто менявшие друг друга совместители из числа учителей, для которых работа в музее была дополнительной нагрузкой помимо педагогической деятельности. 

В начале прошлого века в музее было всего три отдела: естественно-исторический, промышленный и археологический. В первом находились образцы минералов, горных пород, окаменелостей, гербарий, чучела птиц, скелеты животных, раковины, коллекции насекомых, гнезд и яиц; в промышленном отделе – модели земледельческих орудий и машин, образцы почв, семена, предметы скотоводства, рыболовства и пчеловодства, изделия из дерева, руды, стеклянная и фаянсовая посуда и т.д. Наибольшую ценность представлял археолого-этнографический отдел. 

Посетить учреждение можно было по выходным с 12 до 3 часов, вход оставался бесплатным. Заведовали музеем молодые начинающие учителя естественной истории: окончивший Петровскую лесную и земледельческую академию С. Н. Косарев (1889 – 1902), выпускники Казанского университета Н. В. Осткевич-Рудницкий (1903 – 1908) и Н. А. Ефимов (1908 – 1915). Эти тогда молодые педагоги и должны были проводить экскурсии в музее.

Alabin1.jpg
Петр Алабин — основатель вятского публичного музея.

В начале XX в. музей попадает под огонь критики в прессе. В 1905 г. анонимный посетитель (скрывался под инициалом «О») написал в газету «Вятский вестник» разгромную статью о неудовлетворительной работе музея. Критик отмечал пыль, грязь и беспорядок, царившие в музее. «Музей наш производит неприятное впечатление своей неряшливостью и беспорядком, царящим в различных его отделах…» – отмечал аноним. 

Второй раз «публичную порку» музею устроил еще один пожелавший остаться неизвестным его посетитель в 1912 г. Заведующие музеем были вынуждены на страницах прессы отвечать на выпады в адрес учреждения, и указывали на то, что его финансовое положение не позволяет пополнять коллекции, закупать необходимое экспозиционное оборудование, расширять музей, земство недостаточно его поддерживает и т.д. 

При этом музей все-таки активно посещался вятчанами. Собранная статистика позволила кировскому краеведу Т. А. Дворецкой подсчитать, что ежегодно музей посещали от 2 до 5 тысяч человек. В основном это были горожане (свыше 40%), затем шли учащиеся и крестьяне, и совсем небольшой процент (от 2 до 7%) составляла интеллигенция.

Ww33cMo7BhY.jpg
Корпуса Александровского реального училища (ул. Спасская, 67). г. Вятка. Начало XX в.

В 1912 г. в Вятке был создан Трифоновский церковно-археологический музей при Вятской ученой архивной комиссии (ВУАК). За все время работы в музее было собрано более пятисот номеров различных старинных предметов, отражающих быт православной церкви, под многими номерами значились целые коллекции. Среди экспонатов музея числились весьма ценные вещи: резные изображения Спасителя, Божьей Матери, святых апостолов, Николая Чудотворца; виды с кратким историческим описанием почти всех соборов и церквей Вятской Епархии; несколько древних икон новгородского типа; редкие церковные вещи (слюдяные фонари, медная паникадиль); редкие рукописи – «Роман об Александре Македонском», старинная рукопись «Житие и служба преподобного Трифона» и многое другое. 

По своему размеру музей был невелик, он размещался в двух комнатах на втором этаже епархиального дома на улице Стефановской (ныне – Молодой Гвардии). Помимо экскурсий в музее также проводились лекции. Учреждение открывалось для публики по воскресным дням и праздникам с 12 до 15 часов, но «в некоторых экстренных случаях» (например, для приезжих) экскурсию могли провести и в другие дни. 

Экскурсии проводил, как правило, один из членов Комитета, который руководил музеем. Чаще всего этим занимался протоиерей Иоанн Сырцов. Работы у него было немного: за 1913 г. музей посетило триста человек, в 1914 г. – более пятисот. Основной аудиторией музея являлись воспитанники духовных и светских учебных заведений Вятки.

Отмечены и известные люди, побывавшие с экскурсией в музее. Среди них: епископ Вятский и Слободской Никандр, губернатор А. Г. Чернявский, Обер-секретарь Святейшего Синода П. В. Мудролюбов, художник В. М. Васнецов. Также в «Отчете» о работе музея за 1913/1914 гг. указано, что музей посетил некий французский путешественник из Парижа. К сожалению, уже в 1915 г. после начала Первой мировой войны Трифоновский музей фактически перестал работать.

DQ8kIkmF0qM (1).jpg
Общий вид города с колокольни Александро-Невского собора. г. Вятка. 1913 – 1914 г.

Одним из самых посещаемых экскурсантами музеев Вятки стал художественно-исторический музей. Идея его создания принадлежала В. М. и А. М. Васнецовым и объединению местных художников, которые совместно устраивали художественные выставки, начиная с 1904 г. и сформировали художественный кружок. Открытие художественно-исторического музея состоялось 5 декабря 1910 г. Посетители могли прийти в него в праздничные и воскресные дни с 12 до 15 часов дня, вход был бесплатным. Основная аудитория музея – учащиеся, как из Вятки, так и из других городов. 

Экскурсии по музею проводил сам Сергей Лобовиков – один из лидеров художественного кружка, именитый фотохудожник и общественный деятель. Однако помимо Лобовикова экскурсоводами становились и другие члены организации, изъявившие желание в часы открытия музея дежурить в нем. Посещаемость музея была очень высока. Например, в период с 5 декабря по 1 января 1911 г. в музее побывали 1764 человека, а в целом со времени открытия и до 1 января 1913 г. – свыше 13000 человек. 

К сожалению, ближе к Первой мировой войне и во время нее дела у художественного кружка пошли значительно хуже. Не хватало денег, земство лишило музей помещения, экспозиция вынуждена была скитаться по частным квартирам. За годы войны произошла лишь одна выставка, в ней участвовали только 29 художников, экскурсии почти прекратились. В дальнейшем музей активно развивался и в 2020 году Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых отметил 110-летие.

 

i6DWIB90Q_Q.jpg
Художественно-исторический музей в здании книжного склада вятского земства (современный адрес — ул. Карла Маркса, 75). г. Вятка. 1910 г. Фото: С. А. Лобовиков

Таким образом, в Вятке начала прошлого века действовало три разных музея. Все они являлись частными и работали только по выходным и по праздникам. Время посещения было ограничено периодом с 12 до 3 часов. Достаточно высокие цифры посещаемости вятских музеев при «скромном» времени работы учреждений и учете того фактора, что о них не было широко известно, говорят о стремлении вятчан к просвещению и большому желанию культурно проводить свой досуг.