Как жили военнопленные армии Наполеона на Вятке

В 2012 г. Россия отметила 200-летие Отечественной войны 1812 г. Несмотря на кажущуюся известность большинства событий, связанных с русско-французским противостоянием, до сих пор в истории этого конфликта остается еще много белых пятен. Одно из них — судьба разгромленной наполеоновской армии, которую буквально «разметало» по миру. Многие солдаты оказались в ссылке в русской глубинке. Настоящая публикация посвящена тому, как проживали французские военнопленные в Вятской губернии.

фото 1.jpg
В 1812 г. Пленные французы. Илларион Прянишников

29 августа 1812 г. на имя вятского губернатора Ф. И. фон Брадке из Санкт-Петербурга пришел циркуляр о том, что Вятская губерния вместе с Астраханской, Пермской, Оренбургской, Саратовской губерниями выбрана для жительства военнопленных французской армии. Было решено назначить на содержание генералам — по 3 рубля в сутки, обер-офицерам — по 50 копеек в сутки, нижним нестроевым чинам — по 5 копеек в сутки. Озаботившись возможным негативным отношением вятчан к французам, губернатору фон Брадке было предписано «строжайше следить, чтобы пленным нигде, ни от кого никакого притеснения оказываемо не было, но чтобы они вели себя скромно и послушно».

Пленных присылали партиями, в 1813 г. в Вятской губернии их проживало менее 2 000 человек, позднее их число увеличилось до 5 851 человека. Первые партии прибыли уже в ноябре — декабре 1812 г. Среди появившихся в Вятке солдат наполеоновской армии были французы, итальянцы, немцы, австрийцы, испанцы, португальцы, англичане, баварцы, шведы. Многие из них были больны, вятский губернатор в донесении главнокомандующему от 14 декабря 1812 г. сообщал, что «не менее 15 человек со вступления их в границы вверенной мне губернии померло». В документах встречаются сведения, что до сентября 1813 г. 1 516 пленных заболели, из них умерли 623 человека.

фото 2-1.jpg
Список военнопленных французских офицеров, прибывших в г. Орлов Вятской губернии. 24 января 1813 г. Подлинник. (ГАКО.Ф. 582. Оп. 7. Д. 24. Л. 29)

Пленные размещались по уездным городам и находились под тщательным присмотром полиции. На местах администрация распределяла их по частным квартирам. Известная «кавалерист-девица» Надежда Дурова в своих «Записках» писала, что у ее отца, Сарапульского городничего, жили пятеро французских офицеров: «Трое из них очень образованные люди. Уверенность их в благоразумии Наполеона делает честь собственному их благоразумию». Пленным разрешено было работать для улучшения материального положения. На Холуницких заводах Слободского уезда военнопленные содержались на условиях обыкновенных рабочих: выдача провианта и одежды производилась на деньги из их заработка.

Впрочем, многие военнопленные не желали работать, а предавались развлечениям, получая от царской администрации регулярное жалование. Так, проживавший в Орлове квартирмейстер французской армии Лоренц 30 ноября 1813 г. писал военнопленному лекарю 11-го егерского полка французской армии Бонюру в г. Котельнич: «Мы веселимся довольно хорошо, потому что теперь нас 13 офицеров. Между сих господин Флерет, шеф эскадронной 10-го кирасирского, один лекарь-майор и поручик 12-го егерского — все очень добрые товарищи. Сии господа писали к господину губернатору, чтоб дозволить сюда же быть и капитану Убри, которой был одного с ними полка».

фото 3-1.jpg
Подорожная на сопровождение французского военнопленного генерала Вандама и четырех офицеров из Вятки в Ригу, выданная полицейскому надзирателю Воложенинову. 30 мая 1814 г. Подлинник (ГАКО. Ф. 582. Оп. 7. Д. 73. Л. 21)

Взаимоотношения пленных французов и местного населения в Вятской глубинке были разными, часто случались драки и ссоры на бытовой почве. К примеру, в 1813 г. в Вятке в доме мещанки Хохряковой совместно квартировали военнопленный итальянец Куртезио и солдат Табанаков. 6 марта 1813 г. итальянец был нетрезв и «буйствал в пьяном виде». Рядовой Табанаков отвел его к частному приставу Навалихину и потребовал арестовать итальянца, но чиновник по каким-то причинам не стал задерживать военнопленного. Тот вернулся обратно в дом Хохряковой и напал на солдата Табанакова, воткнул ему нож в левый бок, нанеся серьезные травмы.

Бытовые ссоры случались и между самими пленными. В том же марте 1813 г. часть из них была отряжена в Слободскую городскую больницу для присмотра за больными. 2 марта произошел конфликт между итальянцем Жан-Батистом Лангелем и французом Пьером Дюрином, в итоге «для приготовления кушанья столовым ножиком» Лангель распорол Дюрину брюхо. На следующий день француз скончался.

фото 4.jpg
Н. Н. Каразин. Картина «Прибытие в Омск партии пленных поляков великой армии Наполеона»

Наиболее именитым французским военнопленным на Вятке был генерал Жозеф Вандам. О его прибытии в губернский центр вятский губернатор Ф. И. фон Брадке получил уведомление от главнокомандующего в Москве графа Ф. В. Ростопчина 29 января 1814 г. В сопроводительных документах указывалось, что Вандам по прибытии в Москву вел разгульную жизнь и был «принимаем в лучших домах». Недовольный этим обстоятельством, Александр I решил выслать генерала в Вятку. Вандама император охарактеризовал так: «…Сей человек по своему неистовому и злобному нраву, в презрении недовольно в целой Европе, но даже между своим войском; за последние грабительства был он лишен несколько раз начальства и отсылаем от армии».

фото 5.jpg
Дивизионный генерал Доминик Жозеф Рене Вандам. Книжная иллюстрация

Губернатор фон Брадке знал, что граф Вандам славился не только храбростью, но и чрезвычайной жестокостью, был корыстолюбив и во время войны позволял себе грабежи, и поэтому, принимая титулованного француза у себя в Вятке, не предложил ему стул, а продержал на ногах, как подчиненного. В вятском плену Вандам получал по 3 рубля жалованья в месяц, также ему выдали «казенный тулуп, шапку, рукавицы, чулки шерстяные». Жил он в доме, где квартировал вятский городничий «для лучшего за поведением его надзора». Однако пробыл именитый военный в Вятке недолго: 1 июня 1814 г. вместе с партией французских военнопленных генерал Вандам был доставлен в Ригу.

Впрочем, и другие пленные долго не задерживались в Вятской губернии. Осенью 1813 г. пришло распоряжение об освобождении военнопленных баварцев и об отправке их домой, затем в ноябре и декабре последовательно были освобождены все пленные, принадлежащие к национальностям Рейнского союза. После заключения мира освободили и остальных пленных. В январе 1816 г. их последняя партия отбыла из Вятки.

Фото: ГАКО, pro100-mica.livejournal.com