Как первый автопробег прошел по территории Вятской губернии

В июле 2017 г. исполнилось 110 лет первому в истории трансконтинентальному автопробегу. Интересно, что событие планетарного масштаба коснулось и, казалось бы, периферийной Вятской губернии.

фото 1-1.jpg

Автопробег проходил в 1907 г. по инициативе французской газеты «Ле Матэн» (Le Matin) по маршруту Пекин – Париж вдоль Сибирского тракта на Москву и Варшаву. 30 января 1907 г. «Ле Матэн» вышла с крупным заголовком на первой полосе: «Из Парижа в Пекин на автомобиле. Великолепный вызов». Первым на публикацию откликнулся автопромышленник, президент Французского автомобильного клуба маркиз де Дион, приславший в редакцию посыльного с письмом: «Я, конечно, принимаю вызов, но только бы нашлась другая машина – соперница и попутчица. Это, действительно, будет поход в духе романов Жюля Верна…» Попутчики-соперники не заставили себя ждать: всего в редакцию поступило 25 заявок на участие в супермарафонской гонке, однако в путь отправились не все. Только пять кандидатов смогли внести регистрационный взнос в размере 2 000 франков. 

27 мая 1907 г. автолюбители  выехали из Пекина. Всего в пробеге участвовало 6 экипажей: 3 французских, 1 голландский и 2 итальянских.  Самым именитым был итальянский экипаж на моторе «Италия» в 28 лошадиных сил, который  возглавлял принц Сципион Боргезе, путешествовавший со своей супругой Анной-Марией. Награда победителям была учреждена в 100000 франков.

фото 2.jpg
Маршрут автопробега Пекин – Париж

Участники пробега должны были преодолеть порядка 16 тыс. км,  причем 13 тысяч приходилось на территорию России. Как известно, с дорогами в нашей стране всегда были большие проблемы, тем более 100 лет назад. Зная о легендарном русском бездорожье, участники автопробега решили ехать… прямо по путям Транссибирской железной дороги. Железнодорожное начальство прикрепило к итальянцам жандарма со специальным красным флагом, чтобы семафорить им при приближении поезда. Но предосторожности не всегда помогали: однажды на перегоне в колонну едва не врезался паровоз товарного состава. После этого случая руководство Транссиба официально включило пробег в расписание следования поездов на перегонах. Но из-за того, что двигаться на автомобиле по шпалам было довольно мучительно, автолюбители решили свернуть на Сибирский тракт.

Главным препятствием для автомобилей стали многочисленные мосты, пребывавшие в крайне ветхом состоянии. Чтобы перебираться через некоторые, приходилось разбирать автомобили — для облегчения конструкции. Иногда нужно было перескакивать мосты на скорости, но однажды гнилой настил моста подломился под задними колесами, и машина «Italia» упала вниз. К счастью, при падении автомобиль зацепился за выступающее бревно и повис, а пассажиры, сидевшие на передних сиденьях, плюхнулись в реку, получив ссадины и ушибы. Меньше повезло журналисту Барзини, застрявшему на заднем сиденье: на него хлынуло горячее масло из двигателя. У самого же автомобиля пострадало только левое заднее колесо, что впоследствии доставило путешественникам немало хлопот.

Фото 3-1.jpg
В честь автопробега была выпущена серия открыток. На этой запечатлены участники пробега в окрестностях Иркутска

Среди городов, находившихся на пути автопробега, оказался и уездный город Елабуга Вятской губернии. Губернатор С. Д. Горчаков вынужден был серьезно подготовиться к встрече иностранных автолюбителей, так как 27 апреля 1907 г. из департамента полиции МВД пришло сообщение о том, что газета «Ле Матэн» во время Русско-японской войны занималась тайной разведкой по соглашению с японским правительством. Департамент полиции просил губернские власти проследить, чтобы иностранные автомобилисты «не производили никаких разведок и фотографирований в местах, имеющих стратегическое значение».

фото 4.jpg
Секретное сообщение министра внутренних дел вятскому губернатору от 18 мая 1907 г.

24 июля лидер автопробега — экипаж Боргезе прибыл в Елабугу, а уже 27 июля итальянские гонщики добрались до Москвы. 10 августа 1907 года, после 60 дней путешествия, машина Боргезе первой прибыла во французскую столицу. Остальные участники добрались до Парижа только на 81-е сутки, а месье Огюст Понс на своей трехколесной машинке вообще не сумел финишировать: его Contal застрял в песках пустыни Гоби и не смог продолжить гонку.

фото 5-1.jpg
Телеграмма Елабужского уездного исправника вятскому губернатору о прибытии участников автопробега

Документов о том, как участники автопробега приняли в Елабуге, в Государственном архиве Кировской области обнаружено не было. Однако ряд казанских историков предполагают, что, возможно, именно этот автопробег с его демонстрацией технического чуда – автомобиля – стимулировал желание елабужских купцов Стахеевых приобрести себе автомашину. Первый автомобиль в Елабуге появился в 1911 г. Это был «Руссо-Балт С24/30» 1909 г. мощностью 30 л. с. и 5-6 посадочными местами. Авто могло развивать скорость до 70 км/ч. Эта «безумная» для того времени скорость привела к тому, что 16 октября 1912 г. губернатор И. М. Страховский утвердил принятое Елабужской городской управой в целях упорядочения езды на технических средствах передвижения «Обязательное постановление для жителей Елабуги о порядке езды на велосипедах, автомобилях и мотоциклах». Согласно этому документу скорость езды на автомобиле по улицам Елабуги не должна была превышать 10 верст в час (около 11 км/ч) с полным запретом ездить на авто в базарные дни по торговым площадям и улицам города.

Автопробег 1907 г. стал заметным и важным явлением для своего времени. Он должен был доказать обществу, что роскошная игрушка состоятельных людей, которым тогда являлся автомобиль, может составить конкуренцию поезду и пароходу.

фото 6.jpg

19 октября 2015 г. на улице Спасской в Кирове был торжественно открыт памятник легендарному автомобилю Itala 35/45 HP с покрышками от завода Pirelli, принимавшему участие в автопробеге Пекин – Париж 1907 г. Заказчиком памятника выступило ООО «Кировский шинный завод». Таким образом, предприятие поддержало проект «Подарок любимому городу», инициированный губернатором Н. Ю. Белых, в рамках которого представители бизнеса украшают Киров различными арт-объектами.

Фото: ГАКО, drive2.ru, irkipedia.livejournal.com, nabludatel.ru